1. Прибытие в Россию
На Руси подсолнечник не рос. В 1898 году семена растения в империю привез Петр I после своего голландского путешествия. Оранжевые соцветия моментально понравились людям, и их стали выращивать как декоративные цветы. Когда именно начали лузгать семечки — установить не удалось. Зато мы знаем, где и как из подсолнечника отжали первое растительное масло.
Бокарев, крестьянин из села в Воронежской губернии, вдохновился идеей льняного и конопляного масел, и решил испробовать оранжевые соцветия. В 1829 году он изготовил первое в Российской империи подсолнечное масло при помощи самодельного пресса. Новый продукт произвел гастрономический фурор, плюс в производстве он был намного дешевле аналогов. Спустя 4 года в родном селе Бокарева, Алексеевке, открыли первый маслобойный завод. Теперь там находится предприятие «Слобода», которое и по сей день изготовляет подсолнечное масло.
2. Подсолнечник — символ России
«Цветы солнца» стали стремительно покорять российские просторы и дошли даже до Урала с Сибирью. Во время правления Николая I под выращивание культуры выделяли 40% земель для посева Воронежа и Саратова. А на исходе XIX века подсолнечное масло окончательно завоевало всенародную любовь.
Любопытно то, что родиной «цветов солнца» является США. Вот только в XIX веке подсолнечник вообще не пользовался популярностью у американцев. Пока в 1870-х годах русские эмигранты не привезли оранжевые цветки в Канаду, а спустя декаду стали продавать подсолнухи в США. Именно поэтому в определенных странах мира считается, что подсолнечник — это российский национальный цветок.
3. Лузгание семечек — дурная привычка
Изначально грызть семечки начали на селе. Причем занятие стало таким популярным, что распространялось на сельских жителей от Кавказа до Дальнего Востока. В городах семечки появились благодаря развитию железнодорожного сообщения. Жители деревень мигрировали и привозили с собой любимое «лакомство». Тогда и в городах стали лузгать семечки. Вот только вплоть до Октябрьской революции 1917 года эта привычка считалась бескультурной и маргинальной.
4. Семечки — часть новой страны
После революции, когда «кто был никем, стал всем», семечки начали лузгать повсеместно. Точнее, все, кроме представителей аристократии и интеллигенции, которых эта привычка доводила до исступления. Удивительно, как семечки стали активным участником развития новой страны. Об этом в своих произведениях упоминали писатели того времени. Например, Бунин в «Окаянных днях» писал о «завоевателях», которые плюют семечками и кроют матом. А правило булгаковского профессора Преображенского из «Собачьего сердца» о запрете на щелканье семечек в квартире, наверное, помнят все. Шелуха в парадных, на тротуарах и коврах стала символом хаоса, который захлестнул Россию на заре новой эпохи.
5. Перестройка и новый этап
Когда ситуация в СССР начала стабилизироваться, привычка лузгать семечки снова стала плохой. Деревенских жителей отправили в колхозы, и постепенно в городах стало меньше шелухи. Стало даже модным говорить, что пионеры семечки не грызут. Так продолжалось вплоть до послевоенного времени, пока жители деревень снова не начали массово переезжать в города. Вместе с ними на улицах появились семечки, однако интеллигенция оставалась непреклонной.
Коренные изменения произошли в перестроечные 90-е. Все ведь помнят бабушек, которые торговали семечками и арахисом в стаканчиках? В те времена они стали оплотом сплочения. Просьба отсыпать семечек слышалась так же часто, как «Сигаретки не найдется?». С тех пор лузганье больше не считается маргинальной привычкой. На прилавках магазинов появился широкий ассортимент этого товара, и сегодня он составляет уверенную конкуренцию чипсам, снекам и сухарикам.